Сделать домашней|Добавить в избранное
 

 
Физика для всех » Учителю » Лобан П.М. Мой опыт участия в централизованном тестировании

Лобан П.М. Мой опыт участия в централизованном тестировании

Лобан П.М. Мой опыт участия в централизованном тестировании

Лобан П.М. Мой опыт участия в централизованном тестировании // Физика. – 2017. - №3. - С. 26-29.

Сегодня самой актуальной темой для многих учителей и руководителей учреждений образования является подготовка детей к централизованному тестированию (ЦТ). Поэтому, думаю, вам, коллеги, интересно будет прочесть, как учитель физики одной из школ города Мозыря участвовал в этом испытании. В этой статье я хочу поделиться личным опытом участия в централизованном тестировании.

Последние четыре года я вместе с абитуриентами регулярно сдавал централизованное тестирование по физике. Я ставил себе несколько целей.

Во-первых, мне было интересно проверить свой уровень знаний по предмету, который преподаю в школе, хотелось испытать себя.

Во-вторых, я хотел выработать правильную стратегию при написании трёх часового теста. Одно дело решать задачи с учителем в классе сорок пять минут в спокойной обстановке. Совсем другая ситуация, когда ты решаешь тридцать задач по физике за три часа в незнакомой аудитории. На одну задачу в среднем получается шесть минут. Притом в тесте, как правило, присутствует одна или две задачи пятого, самого высокого уровня сложности, которые не сразу могут решить и сами учителя. Это фактически олимпиадные задачи, которые должны отсеять из общей массы лучших учеников.

В третьих, мне было интересно наблюдать за поведением абитуриентов на тестировании, выяснить с какими трудностями они могут столкнуться на экзамене.

Первый раз я участвовал в централизованном тестировании в 2001 году, будучи сам абитуриентом. Из всех тестов мне больше всего запомнилась физика. Возможно из-за того, что я был уверен в своих силах по этому предмету.

Первое с чем я столкнулся – это был сильнейший стресс, казалось, сердце выпрыгивает из груди от волнения. Я думал, что здесь и сейчас в каждом задании решается моя дальнейшая судьба.

Наконец я успокоился и приступил к тесту. В начале задания были простыми, и я их быстро выполнял, но потом пошли задания сложные, и я потерял на них много времени. Долго думая над одними и теми же заданиями, я не заметил, как подошло к концу время выполнения теста. В конце пришлось быстро искать ответы на оставшиеся вопросы и задачи. Выйдя из аудитории, я понял, что не умел самого главного: правильно распределять время и силы на выполнение теста.

После этого, поработав в школе, я начал сам ходить на ЦТ по физике и замечать многие другие важные моменты. Я проходил тесты в разных пунктах тестирования. Для меня всегда имела большое значение аудитория, где я сдавал экзамен, был важен психологический комфорт. Находясь в аудитории, я всегда просил открыть окно (впрочем, часто окно было отрыто изначально). При сильной умственной нагрузке обилие кислорода имеет значение, тем более, что во время тестов часто стоит жаркая погода.

На тесте меня всегда смущает наличие соседа по парте. В поточных аудиториях абитуриентов рассаживают по одному, в классах обычно – по два за одну парту. Хотя варианты теста разные, но формулы к задачам идентичны, так как все варианты равнозначны. Сидеть приходится очень близко, локоть к локтю. Правда, такое соседство обычно длится не долго. Мало кто из абитуриентов досиживает до середины теста. Многие приходят на ЦТ сыграть в лотерею. Значительная часть абитуриентов уходит в течение первого получаса, расставив крестики наугад.

По моему мнению, для борьбы с этим явлением нужно уменьшать количество заданий части А с выбором варианта ответа и увеличить количество задач части В, где нужно вписывать правильный ответ. На ЦТ 2017 года меня удивило то, что несколько человек попыталось сдать бланк ответов, еще не получив текста заданий.

На централизованное тестирование по физике разрешается брать калькулятор. И здесь часто возникают недоразумения. В пропуске написано, что разрешается брать однострочный калькулятор, выполняющий элементарные математические действия. Я, как правило, беру два калькулятора – один инженерный с функцией синуса и косинуса, другой простой, способный выполнять элементарные математические действия.

На ЦТ по физике 2015 года при мне в аудитории у ученика на входе забрали калькулятор, мотивируя это тем, что он с джойстиком. Я отдал ему свой запасной. На ЦТ 2016 года я таких недоразумений не видел, но меня при входе в пункт тестирования попросили оставить запасной калькулятор, разрешили взять один на выбор. Для решения проблемы «правильного калькулятора» мои коллеги неоднократно предлагали РИКЗ публиковать фотографии разрешенных моделей калькуляторов.

В России двухстрочные калькуляторы рекомендованы для сдачи ЕГЭ по физике. У нас такие модели запрещены. Калькуляторы такого типа удобны тем, что в них можно ввести полностью любое математическое выражение со всеми необходимыми функциями, степенями, можно вводить дроби и самое главное – вносить изменения в формулу, в случае обнаружения ошибки. Это упрощает расчёты к задаче. Основная цель ЦТ по физике – проверить знания по этому предмету, а не умение делать математические вычисления.

Для решения задач ЦТ организаторы, как правило, выдают в начале теста два белых листочка формат А4. Один листочек я сразу резервирую для черновой записи ответов. На другом начинаю решать задачи. Некоторые дети стесняются попросить дополнительные листочки для записи решения. Они пишут мелко, стараясь вместить решение всех задач на двух выданных листиках.

Большинство абитуриентов не расписывают подробно решение задач, а спешат выполнить тест. Обычно они сдают бланки за час и ранее до окончания теста. На опыте я убедился, что лучше сразу очень подробно расписывать решение задачи так, как мы учим этому детей в школе. Это помогает избежать ошибок в промежуточных математических преобразованиях.

Подробно нужно расписывать и вычисления по конечной формуле. Часто мелкая математическая ошибка или простая невнимательность ведет к неправильному овету. Особенно обидно видеть такие ошибки в части В, где одна задача может стоить пяти процентов. Я стараюсь все математические вычисления делать на калькуляторе, несколько раз перепроверяя себя.

Особого внимания заслуживает стратегия решения теста. На мой взгляд, тактика должна зависеть от уровня знаний ученика по предмету.

Слабым (низкомативированным) учащимся выполнение теста необходимо начинать с части А. Решение простых задач даёт возможность почувствовать уверенность в себе. Важно не зацикливаться на тех задачах, которые не получаются. Лучше эти задачи оставить и вернуться к ним позже.

Сильным (высококомативированным) учащимся я бы рекомендовал начинать решение с задач части В, хотя здесь все индивидуально. В начале теста можно обзорно прочитать весь тест, что бы выделить самые сложные задачи. Это так называемые задачи на стобальника. Одна, две такие задачи, как правило, есть в любом тесте. При первом ознакомлении я пытаюсь хотя бы мысленно спроектировать решение самых сложных задач. В процессе выполнения теста периодически возвращаюсь к ним. Это дает возможность решать «стобальные задачи» на свежую голову.

Время централизованного тестирования по физике – три часа. Для многих детей – это как забег на длинную дистанцию. Ученики привыкли в школе к урокам по сорок пять минут и мало кто способен выдержать интенсивную умственную нагрузку в течении всего времени выполнения теста. Возможно, этим объясняется то, что обычно на третьем часу в аудитории остаются единицы. Наиболее приспособленными к такому режиму работы являются дети, учавствовавшие в олимпиадах.

Лично у меня после полуторачасовой интенсивной умственной работы наступает период усталости. К этому времени я, как правило, решаю весь тест, оставляя на раздумье решение нескольких задач. Для снятия усталости я предпочитаю прогуляться по коридору до туалета и обратно, постоять у открытого окна, выпить воды и съесть маленький кусочек сахара.

После этого для меня наступает самый интересный период решения централизованного тестирования. Почти все задачи уже решены и появляется необходимость проверить их решение. Это очень сложный процесс. Готовое решение задач уже записано. Некоторые задачи я полностью решаю заново от начала до конца. Мой опыт показывает, что бесполезно искать ошибку в уже решённой задаче. Легче взять чистый лист и вновь решить задачу.

При повторном решении теста я обычно нахожу у себя несколько ошибок. Чаще всего они вызваны невнимательностью. Очень ярко мне запомнилась моя ошибка в ЦТ 2016 года. В задаче В4 у меня был ответ: 4 метра. По невнимательности, я не заметил, что нужно было дать ответ в дециметрах. После повторного решения теста я написал правильный ответ – 40 дециметров. Кстати, некоторые мои ученики, сдававшие ЦТ, допустили эту ошибку. Как результат – задача у них полностью не защитана, хотя решена она правильно.

Самое сложное для меня – это поиск возможных ошибок в части А. Из–за невнимательности или излишней самоуверенности в тестах я иногда делаю ошибки в самых простых задачах. Поэтому при повторном решении я заставляю себя почти по слогам перечитывать каждую задачу части А.

Многие мои коллеги замечают, что для самые сильные ученики часто неверно решают простые задачи части А. Возможно, такие трудности возникают из-за того, что имея в запасе большой объем знаний, сильный ученик видит условие простой задачи более объемно и многогранно. В результате он ищет сложные ответы на простые вопросы, в то время как слабый или средний ученик видит решение просто и однозначно.

В самом конце решения теста я переношу ответы в бланк. Для этого, как говорилось ранее, я использую черновой листочек для записи ответов. Такая практика позволяет избежать лишних ошибок при заполнении бланка. Я всегда досиживаю до последней минуты тестирования. В это время я обдумываю самые сложные для меня задачи. Иногда, отменяю ошибочный ответ. Мало кто из учащихся досиживает ЦТ до конца. Обычно это один, два человека из тридцати или вовсе никого.

В этом году для учителей физики Гомельской области было проведено методическое тестирование, в котором принял участие и я. Педагоги смогли прочувствовать все трудности ЦТ, с которыми сталкиваются их ученики. На методическом тестировании мой результат был равен восемьдесят семь процентов. На централизованном тестировании 2016 года по физике я получил сто бальный сертификат. Высокие результаты учителей должны стать хорошим примером для их учеников.

В заключение хочу призвать своих коллег принимать участие в различных видах тестирования по физике и делиться впечатлениями на страницах нашего методического журнала.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий

Уважаемые посетители!
Мы рады, что Вы попали на наш сайт.
Удачи и здоровья!.
Веры в себя!